Масштабная выставка-маркет "Крафт Базар" и Фестиваль арт-текстиля «KUROCHKA RYABA»

Фестиваль, задуманный организаторами как соединение на одной площадке живого маркета крафта, дизайна, пластического фольклора и художественной экспозиции «KUROCHKA RYABA» с работами современных авторов и с уникальными коллекциями раритетов со всего мира.

Искусство и культура 0+

26-29 октября — Большая Морская, 38
в Союзе художников Санкт-Петербурга

Наш крафт — со смыслом, с кодами идентичности и идеей передачи из рук в руки. Здесь продаются вещи, которые врастут в ваш дом и пустят корни; это одежда, которая будет уместна всегда и везде, это предметы, которые вы будете понимать глубже год от года и передавать детям. Про такие вещи будут говорить «Любимая кружка мамы! Тот самый папин шарф! Сумка старшей сестры!». Наш маркет подбирает для вас семейные вещи, не одноразовые и не мимолетные, а в самое сердце. 


Чем проще вещи, тем сложнее их понять, тем глубже надо присмотреться. Часто это лучше сделать через призму истории и мудрости предков. Что мы и делаем уже 15-й год вместе с лучшими мастерами со всей России. 


В октябре вы увидите:

«Крестики-Коврики» - главный проект фестиваля арт-текстиля «Курочка Ряба», который сложился  по итогам экспедиции в Западную Сибирь. Летом наши кураторы собрались и доехали до села Крестики, о котором слышали в сказках и рассказах путешественников. Крестики – есть такие! И ковры – уникальный локальный промысел этого места –вдохновили на масштабную экспозицию, занявшую центральное пространство видавшего Репина и Кустодиева Большого зала Императорского общества поощрения художеств. А вот пылкие розы и орнаменты крестиковских ковров наш дом еще не видел, и никто даже из знатоков темы ковров не знаком с полной картиной этого редкого промысла.

Нас ждет премьера: 40 рукотворных ковров с рисунками и орнаментами конкретной малюсенькой в масштабах России местности – чалдонского села Крестики Оконешниковского района.

В силу каких-то исключительных причин здесь сформировалась своя версия чалдонской культуры, а «космические» ворсовые ковры – местный знак и залог достатка в ХIX веке —  вместе с нами стремительно взлетели на модные подиумы и внедрились в современные интерьеры. В будущее, как говорится, возьмут не всех, но крестиковские ковры уже получили блестящий шанс окружить жизнь людей XXI века. В арт-проекте – аутентичные старинные ковры, на маркете – реплики от современных мастеров по историческим образцам.

Для своего проекта в Лондонском Университете Искусств, отмеченного премией имени Энн Холловуд, молодой дизайнер Анна Свердлова выбрала русскую историческую тему. Два костюма опричника Федора Басманова и рабочие материалы проекта, которые можно будет увидеть на октябрьском Крафт-Базаре, удивляют глубиной образа, виртуозной и смелой игрой с традиционными технологиями. Необычная эстетика этого проекта соединяет несоединимое: насыщенный золотом декор московских теремов XVI века и психоделические орнаменты моды 70-х годов прошлого века, навеянные ароматом разнотравья поля Вудсток.

А в пятницу на выставке у нас всегда народное дефиле с коллекциями одежды и аксессуаров участников маркета. Оно не каноническое и далеко не гламурное, часто моделями становятся сами дизайнеры и их подруги, а для показа придумывается мини-сценарий с ролями и сюжетными сценками. На этот раз дефиле будут завершать знаменитые уличные балагуры «Папьемашенники», которые покажут «Притоп Тритона» и продемонстрируют одежду локального бренда «Уйма» в виде зажигательного интерактивного шоу. Портновская артель "Уйма" продолжает простое дело — шьет те самые портки. Просторные, удобные, одинаково удачно носимые и с народным, и с современным костюмом. "Широко шагаешь, штаны порвёшь", — эта поговорка не для людей, выбравших портки «Уймы»: в их портах можно шагать как угодно широко и даже садиться в шпагат, если позволяет здоровье. Портновская мастерская Уйма - сами носим то, что шьём и всем советуем.


После плясок с топорами и скрипками гостям предложат усесться и познакомиться с Петрушкой Севы Мизенина. Петр Петрович Уксусов прочитает лекцию «Петрушка. Дурак. Меняющийся, неуловимый, неизменный». Речь пойдет о том, как образ Петрушки менялся внешне и по внутреннему содержанию от первого упоминания в 1636 году до наших дней. Послушать Мизенинского Петрушку – огромное удовольствие и веселье: он один из лучших и самых знаменитых Петрушек, известный на всю Россию хулиган и трикстер. 



Уинские ковры продолжат наши размышления про дом, застеленный коврами.
Традиция украшать дом яркими шерстяными ткаными паласами сформировалась у Пермских татар к началу XX века, стала распространенным, устойчивым явлением местной тюркской культуры. Необыкновенное сочетание цветов, оригинальные узоры переплетение шерстяных и хлопчатобумажных нитей делают эти изделия привлекательными и неповторимыми. В Пермском крае это не забытое ремесло, а живая традиция. На выставке можно будет увидеть работу старинного татарского ткацкого станка. Народный мастер Пермского края Резеда Абзалова и руководитель Уинского центра ремёсел Эльмира Галимулина покажут основы ткачества и расскажут о мастерах, сохраняющих секреты ремесла сегодня в XXI веке.


Ковры с котиками и не только. Есть люди с душой мастера. Они творят так, как чувствуют, не зная академических канонов, правил, художественных направлений. В наш скоростной век память о своих корнях, о принадлежности к своей культуре – якорь, удерживающий нас в реальности. Вышитые ковры Анфисы Ивановны Пихтовниковой из деревни Занино Кишертского района Пермской области передала для нашей выставки Елена Белякова – собирательница и хранительница своей семейной традиции. Проработав много лет на почте, вырастив пятерых детей,  Анфиса Ивановна начала вышивать большие наивные картин, копируя выразительные приемы, характерные для живописи и графики. Свои ковры мастерица создавала и дарила для семей своих детей и друзей. Она и подумать не могла, что спустя десятки лет ее работы станут привлекать внимание немалого числа любопытных глаз.

Суббота у нас день шумный, веселый, ярмарочный! Но вечером гармонию и благостный настрой души восстановят мистические пэляны – медитативные дудки из Пермского края. К нам приедет ансамбль «Репей», чья музыкальная композиция запомнилась зрителям по проекту «Лесоповал».

Что будет, если в Петербурге встретятся музыканты из Москвы, модельер из Челябинска и этнограф из Перми? Получится ни на что не похожий концерт-дефиле "Переплетения": традиционная музыка Пермского края и Юга России, русские наряды.

Участницы ансамбля «Репей» в основном играют южнорусские и пермские песни и наигрыши, создавая различные формы представления традиционной культуры в урбанистической среде. Все флейты ансамбля сделаны участницами из гигантских зонтичных и злаковых трав по этнографическим образцам.

Песни о судьбе человеческой, голоса хрупких лесных дудок, тяжёлые складки старинных одежд на время сплетутся воедино. Четыре музыкальных фрагмента – четыре новеллы о женщинах – раскроют красоту цвета, формы, звука и слова.

Ольга Спехова – русские наряды. Марина Крысова – пэляны, вокал. Ансамбль «Репей»: Марина Крюкова, Мария Ерохина и Ольга Пластинкина – пэляны, вокал.

Живой звук. Продолжительность программы около 40 мин.

Спехова Ольга – модельер. Много лет посвятила изучению и реконструкции традиционного русского костюма. В последнее время создаёт одежду по традиционному крою, возвращая косоклинные сарафаны, туникообразные и поликовые рубахи в жизнь современной женщины. Выбрав для своих работ стиль минимализм, Ольга гармонично встраивает старинные формы одежды в городскую среду.

Марина Крысова – фольклорист, этнограф, сотрудник института гуманитарных исследований УрО РАН, народный мастер Пермского края.

 «Репей» – участник международных и отечественных фестивалей этнической музыки (Wszystkie mazurki świata, Варшава; «Традиция», Ростов; «Будущая музыка», Москва и др.); гость научных конференций (МГК им. П.И. Чайковского, СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова); Лауреат I степени международного вокального конкурса им. И.О. Дунаевского.


Итогом другой экспедиции — на острова  архипелага Сан Блас возле Панамы — стало собрание молов племени куна Риммы Быбиной, которые она впервые покажет в Петербурге. «Мола» на языке индейцев означает женскую блузу, украшенную текстильной многослойной аппликацией, но теперь уже и саму эту аппликацию. «Мир так стремительно меняется, что вернуться в ту самую атмосферу никому не удастся, а новое поколение уже не создает тех шедевров, что создавали их предки. Тем ценнее коллекция, что мы смогли собрать (выкупить или обменять на бытовые предметы)».

МОЛЫ КУНА. На другой стороне земного глобуса, на островах архипелага Сан Блас, живет маленькое племя индейцев куна, прославившееся на весь мир своими уникальными текстильными картинами-молами. В традиции куна «мола» означает лоскутную аппликацию, которой украшаются женские блузки. Из однотонных тканей путём техники накладной и прорезной аппликации мастера (это чаще всего мужчины) создают поразительные по цветовому решению композиции — фигуры птиц, животных, морских обитателей и неведомых созданий. До Петербурга эти текстильные шедевры добрались впервые, благодаря усилиям коллекционера Риммы Быбиной, руководителя Ассоциации мастеров лоскутного шитья России, давнего друга нашего фестиваля. Чрезвычайный и Полномочный Посол республики Панама г. Роландо Э. Барроу  планирует специально приехать из Москвы в Санкт-Петербург чтобы поприветствовать такое замечательное событие.


Вас ждет обширная лекционная программа с участием экспертов и искусствоведов:

Андрей Боровский "Магия текстиля"

Марина Крысова ’Традиционное ткачество народов Пермской губернии "

Василий Мельник "Кимоно не для японцев" или история появления сувенирных кимоно


Петербургский график Аполлинария Мишина феерично соединяет текстиль, офорт и каллиграфию – но не только это. Она создает «Вещные ценности» в которых заключена надежда на ценности вечные, вшивает в свои лоскутные работы смыслы и размышления важные для каждого человека, любого из нас. Ее работы словно парят на границе мира материального и непостижимого.

«Последняя рубашка» — безразмерная, словно вам становится тесно не в одежде, а в прежней системе взглядов. Разрыв преемственности — как разрыв ткани. Печать — как татуировки. Ткань жизни, где рубашка — самое близкое к телу. Как тело — принадлежит земле, а дух — Богу, душа — дается человеку. То, что не можешь увидеть, ощутить или почувствовать — единственное, что можешь сберечь.»

В день открытия фестиваля под цветами и полями крестиковских ковров споет фолк-группа POLE, совмещающая пение a capella с ритмическими вкраплениями битбокса и многоголосными вокальными фактурами. Они исполнят несколько старинных песен коренных народов России и познакомят с самобытным певческим стилем Крестиков, восстановив по записям местный песенный фольклор.

В программе фестиваля каждый день лекции и мастер-классы. Полное расписание – www.craftbazar.ru

Поделиться:

212 дней назад
26 октября 12:00 — 29 октября 2023 19:00

Санкт-Петербург
Большая Морская, 38
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов